Дорогие друзья,

вам хорошо известно, что «Школа самоопределения» А. Тубельского – это уникальное образовательное заведение, созданное на гребне демократических перемен в российском обществе в конце 80-х годов.

А. Тубельский считал свою школу моделью открытого демократического общества, потому что именно этой моделью, связанной с выборами в совет школы, наличием школьных законов, придуманных детьми, общностью принимаемых решений, делегированием и разделением ответственности за принятие решений всеми гражданами школы характеризуется демократическое общество.

Это была школа равных возможностей, так как детей не разделяли на бедных и богатых, умных и глупых, больных и здоровых.

Здесь впервые в России была создана беспрецедентная по своей эффективности, гуманная инклюзивная модель образования, когда дети с особенностями психического развития и поведения были интегрированы в жизнь школы на равных правах с другими учениками.

В школе разрабатывались и реализовывались самые разные педагогические эксперименты, обучались молодые педагоги, проводились социально значимые проекты с детьми.

Родители были (и продолжают быть) тем сообществом, где поддерживалась дружеская атмосфера. Они всегда жили общими делами и заботами школы, помогали учителям проводить большинство мероприятий.

На всю страну стали известны такие события школы, как Лицейская неделя, предметные и межпредметные погружения, выездные педсоветы, Конституция школы, всеобщий сбор и многое другое.

В центре забот А. Тубельского всегда находился ребенок и его потребности, индивидуальное развитие, равноправие со взрослыми. Защиту от посягательств на эти права Тубельский считал своим долгом.

В мае 2017 г. директором школы был назначен Сергей Александрович Москаленков.

В настоящее время наша школа переживает серьезный кризис, который связан с нарушением прав участников уникального образовательного сообщества.

Приведем некоторые из них.

Нарушение прав детей заключается в том, что:

  • понятное желание сделать школу успешной (в том числе, и в рейтинге) реализуется негодными средствами, уничтожающими смысл школы, приводит к обезличиванию детей, формальному отношению и использованию их в качестве послушных статистов, что отражается, в том числе, и в антигуманной лексике, используемой администрацией («ГБОУ» вместо «школа», «обучающиеся» вместо «дети, ученики», «Законные представители» вместо «родители»);
  • ликвидирована система полного дня, действовавшая бесплатно на протяжение многих лет, которая обеспечивала равные права в получении дополнительных знаний, навыков и умений для всех учеников, в том числе, детям из малоимущих семей; вместо этого вводятся платные кружки и платные услуги, нацеленные на приобретение прибыли; большинство детей теперь лишены возможности в них ходить (около 50% детей в школе из многодетных семей, значительная часть которых имеют четверо и более детей);
  • ликвидирована система открытых пространств, где дети старшего школьного возраста могли пробовать себя в разных профессиях; таким образом, разрушена создававшаяся педагогами школы А. Тубельского на протяжении многих лет система ранней профориентации, уникальная и не имеющая аналогов в России;
  • запросы и жалобы учеников, которые привыкли открыто обсуждать свои проблемы со школьным руководством, настоящей школьной администрацией игнорируются;
  • ученикам не дают воспользоваться своим законным правом представительства интересов учеников на заседаниях Управляющего Совета школы, несмотря на включение их докладов в повестку дня;
  • запрещена работа Суда чести, Конституция школы признана нелегитимной;
  • большинство учеников и учителей средней и старшей школы находятся в школе до 17-19 часов вечера, однако, теперь они лишены возможности получить горячую еду, так как столовая закрывается в 14.30, школьное кафе закрыто, использование электрических чайников в школе запрещено;
  • втайне от детей и родителей постоянно разрабатываются планы реконструкции здания, инвентаризируются помещения с ущербом для воспитательного и образовательного процесса;
  • уничтожены уникальные декорации и реквизит к спектаклям и школьным праздникам, создававшиеся детьми на протяжении многих лет;
  • в коррекционном отделении (3 корпус школы) с начала учебного года отсутствуют группы продленного дня, несмотря на многочисленные требования родителей и решение Управляющего совета;
  • до сих пор не принято новое Положение о поездках, а прежнее Положение по приказу директора перестало действовать с сентября 2017 года. В связи с этим большинство образовательных поездок было отменено; из-за новых правил, введенных директором, поездки стали дорогими и недоступными для многих детей.

 

Нарушение прав родителей проявляется в том, что:

  • игнорируются их требования;
  • родителей не допускают к принятию решений и управлению школьными делами;
  • Совет родительских комитетов коллегиально предлагал решения по большинству выше перечисленных фактов, однако, мнение родителей игнорируется;
  • несмотря на конфликтные отношения и множество накопившихся проблем, администрация ни разу не организовала их обсуждения, родительские общешкольные собрания и общественные слушания не проводятся;
  • многочисленные жалобы родителей (индивидуальные и групповые), в том числе, направленные от Совета родительских комитетов, как директору, так и в Управляющий совет школы, администрацией игнорируются;
  • ответы на письменные запросы родителей даются лишь после тридцати дней, чаще всего формальные, не по существу (см. официальный сайт школы);
  • решения в области финансово-хозяйственной деятельности, в других областях школьной жизни засекречены;
  • в школе повсеместно установлены камеры видеонаблюдения, в том числе, в кабинете директора, о включении камер заранее не информируют, требования участников разговора об отключении камер игнорируются в нарушение закона о защите персональных данных, камеры могут установить в классе без разрешения родителей;
  • отсутствует информационная открытость, нарушаются правила Положения об Управляющем совете школы; в частности, видеозаписи, стенограммы заседаний Управляющего совета не выкладываются на сайт школы; даже уполномоченному секретарю Управляющего Совета отказано в ответ на требование передачи этих видеозаписей для архивного хранения;
  • в случае обращения родителей показать видеозаписи для установления неадекватных и противоправных действий, записи не предъявляются;
  • многократно было отмечено большинством родителей, участвовавших в диалогах с директором школы, что он не держит своих обещаний, данных детям, родителям и педагогам;
  • стали обычной практикой отсрочки или перенос директором приема важных решений по просьбам и требованию родителей, что приводит к отмене и переносу мероприятий, к которым готовятся большие группы участников из числа учеников школы и их родителей.

 

Нарушение прав учителей проявляется в том, что:

  • учителям вменено в обязанность ведение излишней документации и делопроизводство, что негативно отражается на образовательном процессе и работе учителей непосредственно с детьми;
  • ими отмечено превышение директором своих должностных полномочий, использование властной интонации на повышенных тонах, постоянное напоминание о том, что он, директор, является их «работодателем», оказание психологического давления на учителей;
  • создается впечатление, что директор школы не дорожит уникальным, годами наработанным, высоко профессиональным коллективом; некоторые из учителей и сотрудников увольняются, не выдержав унижений;

 

В последнее время замалчиваются проблемы и трудности, на сайте администрации школы https://www.facebook.com/groups/sch734/    — исключительно позитивная информация.

За четыре месяца в школе произошла полная узурпация власти со стороны директора, установлено армейское единоначалие. Действия администрации не могут быть подвергнуты критике и не обсуждаются. Важные вопросы жизнедеятельности школы принимаются директором единолично. В результате образовался кризис доверия, когда директор и родители не могут найти общего языка, не доверяют друг другу, не могут договориться между собой, находятся в конфликте.  

Книга, где собраны лучшие работы и высказывания А. Тубельского, названа «Школа будущего, построенная вместе с детьми». Александр Наумович надеялся, что его школа будет жить в будущем, что в стране появятся школы с современными подходами в воспитании. Он всегда был открыт всему лучшему мировому педагогическому опыту гуманистической педагогики, построенной на демократических принципах. Многое, из того, что реализуется в лучших школах Европы, было заложено в педагогических принципах самого А. Тубельского. Сейчас это разрушается на наших глазах.

Затяжной конфликт между родителями и директором школы С. Москаленковым достиг своего апогея 11.01.2018 г., когда более двухсот родителей школы устроили собрание в ответ на неоправданные, самовольные действия директора, который в каникулы втихую, без обсуждения, без серьезных оснований, демонтировал спортивный комплекс – любимое место развития детей, еще раз наглядно продемонстрировав, что никакого диалога с сообществом Школы самоопределения нет и быть не может. Своими действиями директор школы показал, что он не хочет и не способен найти общего языка с родителями, не понимает содержания педагогических идей А. Тубельского, хладнокровно разрушает школу, игнорируя интересы детей, учителей и родителей.

Начавшиеся увольнения сотрудников грозят превратиться в массовые, и тогда будет уничтожено самое ценное – уникальный педагогический состав школы, который подбирался десятилетиями. Как и в любой добившейся колоссальных успехов школе, педагогический состав является ее главной ценностью и невосполнимым ресурсом.

Традиции, принципы, заложенные А. Тубельским, представляют собой мировое достояние. Его вклад в создание педагогики самоопределения, педагогики сотрудничества взят на вооружение многими школами в России и за рубежом, и заслуживает бережного сохранения, развития, распространения и передачи следующим поколениям педагогов. Сейчас созданное командой А. Тубельского, находится под угрозой уничтожения. Главная идея Тубельского – развитие рефлексивной способности у ученика и педагога, стоит на первом месте у тех, кто всерьез занимается образованием будущего поколения России.

Мы, родители школы А. Тубельского, противостоим не просто разрушению нашей школы. Мы противостоим разрушению идей мощнейшего педагога, чей вклад еще предстоит оценить нашим потомкам. Имя А. Тубельского заслуженно стоит в одном ряду с такими именами, как Я. Корчак, А. Макаренко, В. Сухомлинский, Л. Выготский, М. Монтессори, И. Песталоцци.

В этой ситуации мы считаем своим долгом сделать все от нас зависящее, чтобы прекратить разрушительные действия директора Сергея Александровича Москаленкова, прекратить запугивание и увольнения учителей, ложь и пропаганду, допустить родителей к принятию решений, связанных с жизнью школы, вернуть разумные правила и демократические ценности большой педагогики и современного воспитания, заложенные великими педагогами и продолженные Александром Наумовичем Тубельским.

Мы просим вас поддержать нас в трудную минуту, критическую для нашей школы, защитить её от уничтожения.

 

С уважением,

 

родители, учителя и ученики школы самоопределения №734 им. А. Н. Тубельского

11 января 2018 г., Москва